Хронический активный гепатит
В настоящее время гепатологи большинства стран определяют хронический активный гепатит (ХАГ) как синоним морфологически установленного хронического агрессивного гепатита без трансформации в цирроз. Для более точного определения тактики лечения желательно знать гистологическую стадию процесса и, главное, степень его активности. При легкой и умеренной активности показана уже рассмотренная гепатопротективная терапия, а от глюкокортикоидов и других иммунодепрессантов целесообразно воздерживаться. Их следует применять лишь у больных хроническим активным гепатитом с высокой степенью активности, с учетом противопоказаний, в том числе общего характера. Однако даже при выраженной активности процесса показания к имму-носупрессивной терапии остаются не во всем установившимися. Безусловно, оправданным является использование этих средств лишь при так называемом люпоидном гепатите. В то же время некоторые авторы не рекомендуют назначать преднизолон и ци-тостатические агенты при доказанной вирусной и алкогольной природе хронического активного гепатита , а также при неустраненных инфекционных очагах [Muting D. et al., 1984].
Степень воспалительного процесса гепатита
Все же определение показаний к использованию упомянутых средств должно исходить не только из этиологии, но и из особенностей клинического течения ХАГ. Сюда, в частности, относится степень активности воспалительного процесса. По 3. Г. Апросиной и соавт. (1985), признаками высокой активности ХАГ могут служить 10-кратное увеличение значений аланинтрансаминазы или 5-кратное ее увеличение, наряду с 2-кратным повышением уровня сывороточных у-глобулинов и/или наличием при гистологическом изучении биоптатов печени мостовидных или мульти-лобулярных некрозов гепатоцитов (см. рис. 3). В качестве веских показаний к иммуносупрессивной терапии они, помимо активности процесса, рассматривают выраженность внепеченочных проявлений. До настоящего времени нельзя считать решенным вопрос о возможности применения иммуносупрессивных средств больным ХАГ, относящимся к группе НВ^А^-положительных. В конце 70-х и начале 80-х годов большинство исследователей относили серопозитивность к четким противопоказаниям к применению глюкокортикоидной терапии и считали ее оправданной только при очень выраженной активности процесса и достоверном исключении первичной опухоли печени. Прогрессирующий цирроз и портальная гипертония также расценивались как относительные противопоказания для этой формы лечения. По мнению некоторых авторов, только 10% больных с HB.Ag-положительным ХАГ и высокой степенью активности патологического процесса нуждались в иммуносупрессивной терапии. Однако G. Qiusti и соавт. (1984), суммировавшие опыт 12 крупных итальянских центров (около 900 больных ХАГ), показали, что иммуносупрес-сивная терапия оказалась одинаково эффективной как у HBgAg-положительных, так и у HB.Ag-отрицательных больных ХАГ. По-видимому, этот принципиально важный вопрос требует дальнейших исследований.
Базисное лечение хронического активного гепатита
Касаясь базисной терапии больных ХАГ, следует отметить, что она проводится на фоне диеты в рамках стола № о. При этом ограничиваются экстрактивные вещества и богатые холестерином продукты (жирные сорта мяса и рыбы), острые закуски и приправы, жареное, соленые и копченые продукты. Количество клетчатки должно быть несколько увеличенным. В фазе ремиссии суточный рацион содержит 90—100 г белков, 90—100 г жиров, 350—400 г углеводов, что составляет в среднем 3000—3500 ккал. Однако D. Muting и соавт. (1984) максимально «либерализуют» диету, считая, что она должна быть только физиологичной, но с категорическим запрещением алкоголя. В фазу обострения процесса рекомендуется более строгая диета, механически и химически щадящая. Запрещаются свиное, баранье, гусиное сало, шпиг, продукты, богатые экстрактивными веществами, а при проявлениях печеночной недостаточности резко ограничивается количество белка в рационе, вплоть до полного исключения его животного компонента.
Всем больным ХАГ должны резко ограничиваться физические нагрузки, так как установлено, что они (быстрая ходьба, подъем тяжестей, бег и др.) могут сопровождаться существенным повышением уровня трансаминаз в крови, которое указывает на активизацию в печени процессов цитолиза [Muting D. et al., 1984].
Базисная терапия диетой и гепатопротективньши препаратами с исключением гепатотоксических лекарств может продолжаться до полугода, и, лишь убедившись в ее неэффективности, допустимо прибегать к иммуносупрессивным средствам. Последние включают глюкокортикоиды (преднизолон) и цитостатики (предпочтительнее имуран или азатиоприн, так как другие представители этой группы лекарственных средств оказались менее эффективными и наделенными большей гепатотоксичностью). На иммуногенез влияют также хинолиновые производные: де-лагил — по 0,25 г или плаквенил — по 0,2 г (1—2 таблетки на ночь). Их нельзя причислить к собственно цитостатическим агентам, и обычно назначают эти препараты в сочетании с другими средствами. Первые 4—6 нед иммуносупрессивную терапию следует проводить в стационаре, а затем — амбулаторно [Не-лиус Д., 1984]. Во время ее осуществления рекомендуется следующий гематологический контроль:
— лейкоциты: вначале 2 раза в неделю, позднее — 1 раз в месяц;
— тромбоциты: вначале 1 раз в неделю, позднее 1 раз в месяц;
— гемоглобин нлп гс^зтокрнт: ! р^,-; и .иош. ikе кильки необычна точка зрения W. Cooksle и соавт. (1984), которые считают, что гормонотерапия показана только тем больным ХАГ, v которых имеются морфологические признаки цирроза печени или мостовидные некрозы (!).
Существуют две основные схемы лечения ХАГ с применением больших и средних доз стероидов (табл. 5, 6). При лечении по 2-й схеме (см. табл. 6) отчетливое клиническое улучшение наступает примерно через 1—1,5 мес, положительная динамика биохимических показателей — через 3—4 мес, морфологических изменений—через 6—12 мес. Большинство гепатологов склоняются в настоящее время в пользу назначения относительно малых или средних доз двух препаратов, чаще всего, преднизолона по 5— 10 мг и азатиоприна по 50—100 мг, длительно, по типу «перманентной» терапии, поддерживающими дозами в течение многих месяцев и даже нескольких лет.
Оговорим только, что представленные в табл. 5 и 6 схемы иммуносупрессивной терапии не следует воспринимать как догму. Они служат для врача лишь ориентиром. Очевидно, что продолжительность назначения тех или иных доз преднизолона должна согласовываться с клинической динамикой заболевания и индивидуальной реакцией больных на препарат. Приходится видеть, что подчас даже небольшие дозы преднизолона индуцируют явные проявления ятрогенного кушингоида, тогда как в других
Таблица 5
Схема лечения больных с тяжелыми формами ХАГ иммунодепрессантами:
преднизолоном изолированно или в сочетании с азатиоприном [Тареев Е. М., Апросина 3. Г., 1980: Апросина 3. Г. и др., 1985]
Применяе
мое средство
Режим
преднизолон
преднизолон в комбинации с азатиоприном *
Начальный
60 мг в день в течение 1 нед. 40 мг в день в те-
30 мг в день в течение 1 нед. 30 мг в день в течение 1 нед
Поддерживающий до наступления ремиссии
Постепенное снижение дозы и отмена препарата в течение 6 нед
Постепенное снижение дозы и отмена препаратов в течение 6 нед
При обострении
Схема начального периода
Схема начального периода
Неудачное лечение
60 мг в день. Осторожное снижение дозы
Таблица б
Схема лечения малыми дозами иммунодепрессантов больных ХАГ [Подьпюва С. Л., 1976, 1978. 19841
Пои меняемое спепгт
RO
Режим
преднизолоя *
преднизолон **+азатио-п р и и
преднизолон+делагил (плаквенил)
Начальный
15—20 мг в течение 1 1,5 мес
5—10—15 мг+50— 100 мг в течение 1— 1,5 мес
10—15 мг +0,25 г— 0,5 г (12 таблетки)
Поддерживающий
5-10 мг в течение многих
5—10 мг+50 мг в течение многих месяцев
5—10 мг+0,25 (1 таблетка)
При обострении
месяцев, лет Схема начального периода
Схема начального периода
Схема начального периода
* При люпоидном гепатите начальная доза преднизолона увеличивается до 30 мг. ** Изолированное назначение азатиоприна оказалось неэффективным.
случаях гораздо большие дозы не вызывают заметных изменений внешнего облика пациентов. Между тем в литературе имеются указания, что некоторая степень указанного побочного действия и появление отчетливого лейкоцитоза служат свидетельством эффективности дозировки, чему отвечают положительные результаты лечения.
Иммуносупрессивная терапия
По данным 3. Г. Апросиной и соавт. (1985), иммуносупрессивная терапия (она назначалась и серопозитивным больным ХАГ) вызывала ремиссию в 46,8% случаев, улучшение — у 42,5%, а оказалась неэффективной только у 10,7% больных.
X. X. Мансуров и соавт. (1983), по данным морфометрии биоптатов печени в динамике (через 6 мес и 2—3 года после начала лечения), убедительно показали уменьшение дистрофических изменений и некрозов гепатоцитов, а также числа агрессивных лимфоцитов у больных с серонегативными ХАГ, длительно получавших преднизолон. В то же время у больных с серопозитивной формой гормональная терапия вызывала иммуносупрессию, но вместе с тем усиливала некробиотические процессы, а также воспалительную реакцию в печени, что могло указывать на активизацию репликации вируса.
В качестве критериев полностью успешного лечения ХАГ иммуносупрессивными средствами рассматриваются следующие параметры: при морфологическом исследовании—легкий остаточный фиброз или нормализация структуры органа, отсутствие признаков цирротических изменений; при лабораторном исследовании — нормальные значения ACT на фоне повседневных физических нагрузок. Наряду с этим должна быть достигнута про-
41ессиональная реабилитация и в течение 5 лет отсутствовать рецидивы заболевания [Muting D. et al., 1984].